Верят ли сотрудники в светлое будущее своей компании?

veriat li sotrudnikiОдин из способов определить, хорошо или плохо идут дела в компании — пройтись по офисным коридорам и посмотреть, как себя ведут и о чём говорят сотрудники. Мнение персонала о своём месте работы — важная обратная связь для руководства, не менее ценная, чем отчёты о прибыли. И это мнение напрямую зависит от степени лояльности сотрудников, их доверия руководству и уверенности в завтрашнем дне компании и перспективах ее быстрого развития.

Вспоминается один показательный случай: руководство и учредители одной небольшой компании N были уверены в лояльности персонала на том основании, что компания предлагала «конкурентные» зарплаты (чуть выше среднерыночных), несмотря на кризис. Организация занималась поставками медицинского оборудования. В кризис компания едва «удерживалась на плаву», руководству стало не до грандиозных планов захвата рынка и не до душевного комфорта сотрудников, сохранить бы то, «что есть». Оставшиеся после сокращения штата манагеры суетились изо всех сил, изображая активность, пытались даже искать новых клиентов, но никаких позитивных сдвигов не наблюдалось.

Продажи медленно, но верно снижались. Директор метался из стороны в сторону, от консультанта по маркетингу к консультанту по оргразвитию, придумывал акции, проводил ротации, но ситуация только ухудшалась, а обстановка в коллективе накалялась. Ожидая новых увольнений, сотрудники просто не могли сосредоточиться на работе и вместо поиска клиентов занимались поиском нового работодателя. В кулуарах нарастали протестные настроения, сотрудники уходили один за другим. В результате компания растеряла всех своих перспективных работников.

Первыми переметнулись к конкурентам успешные продавцы, за ними потянулись технические специалисты, под конец разбежался бэк-офис. Как потом оказалось, большинство сотрудников предпочли работать у главного конкурента компании N, хоть и за меньшую зарплату, но в более перспективной компании, со здоровым климатом и располагающей корпоративной культурой. Этот факт просто шокировал директора, его непоколебимая уверенность в силе «кнута и денег» пошатнулась.

Дальновидные работодатели проявляют живой интерес к настроению своих сотрудников. Именно с этой целью — выяснить, как сотрудники оценивают ситуацию на предприятии — проводятся многочисленные исследования. Так, фонд общественного мнения периодически задаёт российским респондентам вопрос: «Как Вам кажется, положение Вашего предприятия (организации) улучшается или ухудшается?».

В начале 2010 года 20% опрошенных сотрудников считали, что ситуация улучшается, 24% сотрудников дали противоположный ответ, и 47% сказали, что положение не меняется. В течение года ответ «ухудшается» стало давать чуть меньшее количество сотрудников (к концу года так считали 22% опрошенных сотрудников). Процент сотрудников, увидевших радужные перспективы своей компании, оставался примерно одинаковым, в сентябре вырос до 26%, но к концу года снова снизился до 22%. Что же касается сотрудников, считающих, что положение их предприятия не меняется, то их число колебалось в течении всего года между 45% и 48%.

Как видим, в прошлом году почти половина россиян отметили ситуацию стагнации в компании. Отсутствие плохих новостей – уже хорошо. Но что делать, если сотрудники не верят также и в вероятность положительных изменений? Не говорит ли это о необходимости реорганизации бизнес-процессов в организации? А, может быть, необходимо больше внимания уделять развитию корпоративной культуры компании?

И, наконец, есть много простых способов улучшения атмосферы в коллективе: совместные праздники, тренинги по командообразованию и другие мероприятия, объединяющие сотрудников. Еще один момент, на который руководителю стоит обратить пристальное внимание: создаются ли возможности для развития сотрудников? Не видя возможности собственного роста и прогресса, ощущая «застой», сотрудник проецирует это состояние на всю компанию в целом: «Раз у меня всё без изменений — то и у остальных тоже».

Вовремя заметить перспективных работников и дать им возможность развиваться — актуальная задача менеджмента и залог успешной деятельности предприятия. Наличие у компании собственного корпоративного университета, разработанной системы обучения персонала, действующей программы кадрового резерва свидетельствует о внимании руководства к нематериальной мотивации сотрудников, о развитой корпоративной культуре компании. Это подтверждает её статус «стабильной компании», имидж «серьезного игрока» на рынке и является верным доказательством амбициозных планов на будущее. А начинается будущее именно с сотрудников – простых «манагеров» и операторов, специалистов и руководителей, с веры коллектива в положительную динамику и перспективу роста компании. Будем надеяться, что статистика 2011-го года продемонстрирует позитивные сдвиги и в этом направлении.

Запись опубликована в рубрике Про бизнес. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *