Саботаж — страшное оружие «планктона»

саботаж в офисеМы продолжаем цикл статей из сценария учебного фильма по теме: «офисный саботаж и методы нейтрализации». Планируя учебный фильм, мы провели серьезное исследование этой проблемы.

Наши специалисты высаживались в качестве «десанта» в московских офисах, выполняли официальные консалтинговые задачи, а заодно подробно фиксировали все типичные и интересные случаи саботажа. Поэтому истории, представленные здесь самые настоящие, живые, записанные и «срисованные» с реальных сотрудников крупных и не очень крупных организаций. Впрочем — как и многие другие истории, представленные на сайте и в наших учебных фильмах.

Виды саботажа и способы нейтрализации

В прошлой статье мы рассмотрели первый тип саботажа – «итальянскую забастовку». Сегодня обсудим саботаж под названием «Псевдорвач».

Принцип действия
Речь идет о сверхактивных действиях сотрудника по выполнению распоряжения руководителя. Проблема в том, что эти активные действия приводят к обратному результату. Сотрудник не демонстрирует активные действия (как в итальянской забастовке), а именно старается выполнить указание. Не решить задачу, а именно в точности выполнить указание, которое приведет к провалу задания. Зачем это нужно сотруднику? Мотивация предельно прозрачна.

Причины саботажа:
1. Сотрудник не согласен с решениями и указаниями руководителя. При этом, он не смог настоять на своем и переубедить этого руководителя. Может быть еще и так, что сотрудник не решился озвучить свою точку зрения, например, руководитель самодур и тиран, запрещающий сотрудниками в принципе иметь какие-то «точки зрения», не то, что высказывать их.
2. Сотрудник не согласен с форматом взаимодействия с руководителем. Например, рассчитывает на большие полномочия и самостоятельность в принятии решений.
Ситуации особенно обостряется в случае, если сотрудник, обладающий значительным опытом, высокой квалификацией и, не дай бог, лидерскими задатками, попадает под начало не очень уверенного в себе руководителя с гипертрофированной функцией планирования.

Такой руководитель, вместо стратегического планирования и нормальной постановки задач терроризирует исполнителя подробными указаниями, что и как нужно делать.

При этом, может быть так, что исполнитель про это знает лучше своего начальника. И, не дай бог начальнику настаивать на неправильном или не неэффективном решении.

Если отношения с этим начальником у сотрудника формальные, а вознаграждение по KPI за выполнение данной задачи не сильно зависит от успешности ее выполнения, сотрудник никогда не упустит возможности в точности выполнить глупое распоряжение руководителя, полюбоваться на удручающий результат и ткнуть начальника носом.

Зачастую сотрудник готов даже в деньгах потерять, но не откажет себе в удовольствии лицезреть растерянную физиономию босса. Ведь психологическая компенсация порой более ценна, чем материальное вознаграждение.

Пример саботажа «псевдорвач» из реальной практики бизнеса.

Сценарий учебного фильма

Руководитель Департамента, (назовем его Евгений) — молодой карьерист, циничный, беспринципный и жесткий – быстро пошел вверх и дорвался до высокой должности.

Всеми силами он начал демонстрировать всем свою эффективность управленца и высшему руководству свою лояльность и личную преданность. Один из директоров активно «продвигал» своих знакомых в качестве провайдеров обучения продавцов.
Провайдеры привезли тренинг по программе «агрессивные продажи».

Евгений принялся с энтузиазмом внедрять новую политику агрессивных продаж в Департаменте. Сотрудники, включая линейных руководителей и начальников отделов были против такой смены курса. Они не без основания считали агрессивные продажи угрозой имиджу компании.

Но Евгений был непоколебим и беспощаден в своем энтузиазме. Особенно громких и активных несогласных по-тихому убирали. Оставшиеся держали язык за зубами и шептались в кулуарах. Евгения терпеть не могли все его коллеги, за исключением начальников.

Начальник отдела продаж Алёна был категорически против агрессивного общения с клиентами. Она лично тестировала новую практику, прослушивала продавцов и сопровождала их на встречи и наблюдала резко отрицательную реакцию клиентов.
Алёна сделала несколько осторожных попыток переубедить начальника. В ответ услышала крик, оскорбления и намеки на увольнение.

Алёна решила не «нарываться». Она настояла на четком выполнении поставленной задачи. Тренер отдела жестко вбивал в головы продавцов «чудодейственные» агрессивные техники. Продавцы вцеплялись в клиентов и терроризировали их манипулятивными фразами.

Клиенты поначалу пасовали под бешеным напором продавцов и со страху на все соглашались, но через день одумывались и отказывались от услуг. Продажи на короткое время «взлетели», но отказы клиентов вскоре все свели на «нет». План не выполнили даже на 60% (а обещали все сто!).

Но главным ударом были другие последствия: посчитав свою зарплату в конце месяца, продавцы поувольнялись почти все. Алёна предусмотрительно заранее нашла новую работу и успешно развивала отдел продаж на новом месте.

Евгений так и не пожелал признать поражение. Уже сменились топ-менеджеры в компании, несколько раз обновился персонал, давно изменилась ситуация на рынке а Евгений все внедрял и внедрял свои «новые техники».

Успешная ранее компания скатилась в аутсайдеры рынка. Саботаж – страшное оружие персонала.

Методы нейтрализации:

1. Развивать демократическую корпоративную культуру, вовлекать сотрудников в процесс принятия решений. Сотрудник должен считать задачу «своей», принятой, а не «навязанной» сверху.

Учебные фильмы по теме «корпоративная культура» можно посмотреть здесь.

2. Развивать управленческие компетенции руководителей.
Руководители должны учитывать профессиональный опыт и мотивационный профиль своих подчиненных и исходя из этого применять тот или иной стиль руководства.

Учебные фильмы по теме: «мотивация» можно посмотреть здесь.

Запись опубликована в рубрике Про бизнес с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *