Мода на учебные фильмы

uchebnye filmyВ этой статье мы обсудим вопросы использования учебных фильмов в процессе корпоративного обучения.
Как эффективно использовать учебные фильмы?
Какова оптимальная структура учебного фильма для разных задач и форматов обучения? Каким образом эволюционировал учебный фильм за последние 15 лет?
Какие темы учебных фильмов сейчас наиболее популярны у T&D специалистов?

Эволюция учебных фильмов

В советские времена учебные фильмы ассоциировались со школой и школьными предметами. Учебные фильмы показывали на уроках биологии и физики всем на радость…

В новое время понятие «учебный фильм» трансформировалось, пропитавшись «корпоративным» духом. В эпоху заката СССР на Россию обрушилась рать американских и европейских Гуру-миссионеров («Гуру!»).

Они демонстрировали  учебные фильмы на диковинных тогда для всех нас ТРЕНИНГАХ.  Очень популярны были учебные фильмы компании Video Arts, тоже диковинные, заграничные, не очень-то похожие на нашу реальную жизнь…. зато их учебные фильмы были совсем непохожи на академические, учебные — они были увлекательные, смешные и красочные.

Гуру «дарили»нам знания торжественно и снисходительно … мы жадно впитывали, зачарованные и опьяненные воздухом перемен…
…и казались нам те тренинги, лекции, брошюрки и учебные фильмы божественным откровением. 🙂

Поэзию, романтику и наивные надежды унесло еще первым кризисом.  Тренинги стали обычным явлением корпоративной жизни, а учебные фильмы  привычным инструментом обучения. Учебные фильмы буквально «штамповали» наши российские компании, адаптируя западные методики под нашу российскую действительность.

Учебные фильмы стали необыкновенно популярны, каждый уважающий себя тренер включал показ учебного фильмы в свою программу. А те, у кого не было учебных фильмов, креативно приспосабливали художественные картины для учебных целей. Причины такого интереса очевидны — любое кино (пусть учебный фильм) превращает обычный (порой скучный) тренинг в увлекательное действо, придает тренингу «вес», колорит, а порой и структурность!

Кризисная «пятилетка» серьезно повлияла на специфику корпоративного обучения. Эволюционировали и корпоративные учебные фильмыУчебные фильмы «коробочного» формата (готовые универсальные видеокурсы в «коробочке»на кассете или диске) серьезно «сдали» свои позиции. Особенно это коснулось  «готовых» учебных фильмов по soft skills.

Учить персонал «всему понемногу» организации больше не хотят – неспокойные времена требуют новых стратегий. Корпоративное обучение становиться более целевым, практическим, ориентированным на собственные стандарты компании.
Коробочный учебный фильм в такой задаче плохой помощник.

Разрабатывая эксклюзивные  учебные фильмы для самых разных компаний, мы наблюдали такую картину: полки учебных классов завалены кассетами и дисками со старыми учебными фильмами по продажам. Местные тренеры практически не используют эти учебные фильмы, несмотря на острый дефицит наглядных материалов.

И их можно понять: зачастую подобные учебные фильмы вызывают у аудитории лишь снисходительную улыбку. Избитые «истины», заявленные как «откровение», банальные рекомендации ведущего, допотопные компьютеры на заднем плане, устаревший стиль подачи материала лишь дискредитируют подаваемую информацию. Подобные учебные фильмы уже не представляют методической ценности.

Организации с развитой T&D культурой предпочитают разрабатывать и снимать свои собственные учебные фильмы, адаптируя «soft skills» под свои потребности. Создание учебных фильмов «под задачи», с учётом специфики бизнеса и корпоративных стандартов на 40% повышают эффективность обучения.

Справедливости ради, оговоримся, что падение спроса на «коробочные» учебные фильмы распространяется на направления «продажи» и «обслуживание».

Бизнес-навыки по продажам и сервису как правило хорошо формализованы, прописаны и «упакованы» в стандарты и регламенты организаций. Готовые учебные фильмы просто не в состоянии предусмотреть специфики каждой отрасли, не говоря уж от специфике отдельной компании.

Правда, это совсем не означает, что коробочные учебные фильмы прекратили свое существование. По некоторым направлениям спрос на такие учебные фильмы, напротив, значительно увеличился.

По-прежнему востребованы и «коробочные» учебные фильмы по «hard skills»:

Специфика бизнеса не влияет на содержание подобных учебных фильмов, но такие учебные фильмы приходится регулярно «апгрейдить», а то и вовсе переснимать в связи с нововведениями и изменениями в предмете (особенно это касается учебных фильмов, трактующих законодательство).

Существует категория универсальных и особенно актуальных учебных фильмов, спрос на которые только растет. Про такие учебные фильмы мы поговорим во второй части статьи «мода на учебные фильмы«– оставайтесь с нами! Смотрите демки учебных фильмов здесь.  Заходите, читайте, спрашивайте! 🙂

Запись опубликована в рубрике Учебные фильмы с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *