Креативность и бизнес

kreativnost i bisnessСовременные организации регулярно сталкиваются с необходимостью решения нестандартных, творческих задач для успешного достижения своих целей. Эффективность команды все чаще определяется ее способностью генерировать новые идеи, а будущий успех зависит от «способности менеджеров нарушать и менять правила, бросать вызов расхожим истинам сегодняшнего дня». Как создать такую «команду мечты», способную эффективно решать даже самую сложную задачу? Этот вопрос волновал умы активной и мыслящей части человечества еще задолго до зарождения психологии как науки (не говоря уж о психологии бизнеса). Как управлять такой командой? На каждом новом витке прогресса эта проблема становится все более актуальной.
Основой успеха сегодня стали скорость и интеллект, способность регулярно воспроизводить качественно новые идеи и воплощать в жизнь инновационные решения. «Выход за пределы» сделался нормой. Желание «изменить мир» — естественной потребностью. Современные ученые всерьез обсуждают возможность «полетов к звездам со скоростью света», а предприниматели-миллиардеры пишут книги про бизнес «со скоростью мысли».

В этих условиях мы не можем воспринимать бизнес в его обычном виде. Нам нужен другой бизнес. Нам нужен инновационный бизнес. Нам нужен непредсказуемый бизнес, фантастический бизнес.
К. А Нордстрем, Й. Риддерстрале

Все понимают, что значительных результатов сейчас невозможно достичь без кооперации. Привычные методы управления также теряют актуальность: «традиционные роли, должности, опыт, заведенные порядки, компетентность, стратегии, надежды, страхи и ожидания больше не имеют значения».20 Тогда что же имеет значение? Каким образом защитить конкурентность бизнеса в современном нестабильном мире и обеспечить эффективность работы организации?

Мы вновь возвращаемся к проблемам творчества, лидерства и поиску критериев «идеальной команды». Что же отличает эффективную команду от посредственной? Может ли эффективный творческий процесс быть командным, или это по силам только гениям-индивидуалам? Может ли вообще команда быть посредственной или это уже «не команда»? Тогда, что такое команда? В чем ее качественные отличия от среднестатистической рабочей группы? Эти отличия лежат в области целей и задач, в сфере профессиональной деятельности или команда образуется благодаря коллективу, личностным особенностям участников?

Все эти теоретические вопросы подводят нас к практическим и прикладным.

Как управлять командой, чтобы добиться высоких результатов при решении сложных интеллектуальных и творческих задач? Каким должен быть успешный лидер и каков будет алгоритм его действий по управлению командой? Возможно ли здесь в принципе построить какие-то алгоритмы?

Креативность — конкурентное преимущество?

Всплеск интереса к проблемам лидерства и командообразования подогревает мировая экономическая ситуация. Бизнес активно ищет конкурентные преимущества. На сцену выходят новые «кризисные управляющие» с инновационными проектами и нестандартными решениями. Руководители исследуют любые возможности повышения эффективности организаций.

И эти возможности, по мнению современных теоретиков менеджмента, лежат в «непривычных местах»: «Есть только один выход. Он обманчиво прост. Надо просто сделать что-то новое, что-нибудь, чего мир еще не видел. Придумайте что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество. Но… уникальность ваша и достигнута должна быть уникальным путем. Традиционный путь достижения уникальности шел через усовершенствование существующих продуктов. Теперь это не сработает — вас скопируют уже через несколько дней, а может, и часов, да и потребителей тоже так легко уже не проведешь».

Социальные психологи и специалисты в области менеджмента активно изучают различные проблемы развития и функционирования организации. Вопрос формирования команды занимает в этих исследованиях центральную роль, так как правильно подобранная команда является базовым ресурсом организации, зачастую более ценным, чем любые материальные ресурсы. Эффективная команда обеспечивает конкурентное преимущество компании, а значит, в современных условиях, является залогом выживания бизнеса. И команда эта, по мнению современных авторов, должна быть не просто эффективной, но и креативной, способной выходить «за пределы».

Понятие «креативности»

Понятие «креативности» стало одним из самых модных терминов в бизнесе — фразы «креативный менеджмент», «креативные продажи», «креативные переговоры» сделались частью деловой лексики.

В организациях растет интерес к креативности своих сотрудников, которая рассматривается как средство повышения эффективности труда и адаптации к постоянно развивающимся рынкам.

По мнению некоторых экономистов, например, Пола Ромера, экономический рост в XXI веке будет основан на создании новых продуктов и услуг, а не на более быстром и менее дорогом производстве уже существующих продуктов.

Научные исследования креативности, по мнению Т. Любарта, могут дать теоретические основания для разработки экономических моделей.

По-видимому, пришло время изменить угол зрения и разобраться в еще неисследованных аспектах проблемы лидерства и командных процессов. В следующих статьях мы подробно рассмотрим проблему креативности в бизнесе, а также различные научные подходы к проблеме формирования и управления креативной командой.

Создание корпоративного фильма компании

Создание учебных фильмов компании

Запись опубликована в рубрике Про бизнес. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *