Сигаретные коммуникации

communicationСегодня мы начинаем публикацию цикла статей известного психолога, бизнес-тренера и исследователя процесса коммуникации Льва Лещинского. Статьи посвящены проблемам коммуникации в организации. А проблем в этом направлении, к сожалению, более чем достаточно. Казалось бы, за столько лет активного использования бизнес тренингов для обучения линейного персонала, этот самый персонал уже «выдрессировали». В приличных магазинах продавцы ведут себя более менее грамотно – редко хамят, не навязываются, не слоняются «по пятам» и даже могут грамотно проконсультировать , если что…

Но это только на первый взгляд. Текучка и многие другие факторы зачастую сводят на «нет» все благие усилия HR-руководства по развитию персонала. Но проблема прячется гораздо глубже. И проблема эта в том, что самому руководству (топ-менеджменту)  неплохо бы тоже развиваться, или хотя бы делать какие-то шаги в этом направлении.

Конечно же, есть и у нас цивилизованные компании с просвещенным и ответственным руководством, осознающим свои сильные стороны и ограничения и регулярно работающим над собой. Есть руководители серьезного уровня, которые не стесняются обращаться к консультантам, брать сессии коучинга. Правда, в масштабах нашей страны – это капли в море. Зачастую руководство нарушает все мыслимые нормы цивилизованного взаимодействия со своими сотрудниками и, при этом искренне удивляется отношению этих самых сотрудников.

ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Работая с персоналом в самых разных компаниях,  я наблюдал и специально собирал интересные и типичные картинки офисных коммуникаций. Такие истории я использую как материал к тренингам для руководителей ( как демонстрацию негативной модели взаимодействия). Коллеги снимают по этим историям учебные фильмы.  Конечно же все имена в этих историях  вымышленные. А вот сами ситуации, увы,  настоящие…

История 1.  Сигаретные коммуникации

Значимый  атрибут национальной офисной коммуникации — поголовное курение в офисе.

Сидит топ-менеджерша в кабинете (назовем ее Варвара Сергеевна). Варвара Сергеевна пыхтит сигаретой и чихвостит подчиненного. Чихвостит с помощью  крика и ненормативной лексики. В кабинете – дым и чад, хоть топор вешай.

Подчиненный (некурящий начальник отдела) — интеллигентного вида мужчина в очках —  неловко топчется перед начальницей. Вытаращив глаза, он хватает воздух, как раба на берегу, кашляет, активно кивает головой и соглашается с любой фразой босса. Видно, что сотрудник думает только об одном – как бы поскорее выскочить из кабинета. И эта его реакция понятна каждому стороннему наблюдателю. Само собой разумеется, подчиненному не до вникания в рабочие вопросы — выжить бы.

Но Варвару Сергеевну эти мелочи не сильно беспокоят. Она решает грандиозные проблемы реструктуризации бизнес-процессов и внедрения инноваций.  Она недовольна сотрудником.

«Что ты все молчишь как пень и киваешь?»- гневно вопрошает Варвара Сергеевна,  пуская в лицо сотруднику клубы едкого дыма. Трудовой кодекс отдыхает. Отдыхает и здравый смысл.

Наконец, подчиненный, получив свой привычный нагоняй и инструкции к действию, пулей вылетает из кабинета. Шагает по коридору и тяжело дышит, тихо матерится и вытирает пот со лба. Он идет выполнять свои рабочие обязанности.

А знаете, что входит в обязанности этого подчиненного? Внедрять в массы корпоративную культуру компании, поддерживать корпоративные коммуникации и мотивировать людей на трудовые подвиги во благо компании. Он должен создавать позитивный образ высшего руководства у простых сотрудников компании! И он побрёл его создавать…  Позже этот сотрудник признался  мне по секрету, что у него аллергия на табачный дым и каждую неделю перед очередной встречей с начальницей его охватывает ужас и паника. Но… зарплата хорошая, на дворе — кризис… Приходится терпеть. Этот товарищ еще будет фигурировать в наших историях. Назовем его Константин.

На самом деле, от многих офисных людей в разных организациях приходилось слышать, что курение в офисе сильно облегчает им жизнь. Во-первых — помогает быстрее влиться в коллектив (в курилке легко сразу со всеми «подружиться»), там же можно оперативно получать самые последние новости.  Да и просто поторчать с сигаретой в коридоре — отличный способ передохнуть от компьютера. Особенно эффективно это занятие, если курит начальник. Тут уж вообще — без вариантов.

Такие привилегии и не снились нормальным людям (без табачной и прочей зависимости)! Жизнь и здоровье этих нормальных людей в офисе зависит от привычек генерального директора. Если он не курит — все ок, жить можно, курильщики изолируются в коридоре/на улице/в резервации и там получают свое удовольствие.

Но если, не дай бог,  «гендир»  курит сам — тогда курят все и в любых местах.  На кухнях, в кабинетах, в переговорных. И плевали те курильщики на законы, правила, регламенты, На пожарную опасность в высотке крутых бизнес центров  и прочую «ерунду». В России директор компании как был, так и остается князьком удельного княжества.  И в каждом княжестве — свои законы и главный принцип: «не нравится — до свиданья». Конечно не везде так. Но, увы, во многих компаниях.

Похоже, наши истории сложатся в целый роман. Роман про офисные коммуникации. Продолжение следует… 🙂

Запись опубликована в рубрике Про бизнес с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *