Тришкин кафтан из электронных курсов

В 2014 году организации активно переводили обучение на  дистанционные рельсы.
elektronny kursi b sistemnoe obuchenieАдаптационные тренинги, продуктовые и даже обучение soft skills превратились в модули электронных курсов, встроенных в корпоративную СДО.
Это позволило компаниям значительно сэкономить бюджет: электронные курсы частично заменили собой очное образование.  Правда, повальное увлечение дистанционным форматом повлекло за собой и целый ряд проблем.

Проблема №1. Электронные курсы в несистемном обучении
В некоторых компаниях комплексная система обучения отсутствует в принципе, или по тем или иным причинам не работает. В результате электронные курсы, как и прочее обучение разрабатываются хаотично, программы периодически дублируют друг друга, а порой и вступают в противоречие. Некоторые важные темы вообще оказываются неохваченными.
Обучение как Тришкин кафтан с трудом «прикрывает» насущные проблемы и совсем не работает на перспективу. Эффективность подобного обучения, разумеется не измеряется (как измерить то, чего нет?), либо исполняется для галочки.
Бывает очень досадно видеть качественно разработанные и дорогостоящие электронные курсы которые не решают поставленных задач, дискредитируют себя и дистанционное обучение в целом из-за непроработанной в целом системы корпоративного обучения.
Или качественный учебный фильм, затерявшийся в сумбуре теоретического материала электронного курса. Проект сделан, отчеты написаны, продукт благополучно положен на полку и забыт в суматохе бытовой текучки… 🙁
Многие новые сотрудники даже не догадываются, какие ресурсы скрыты под завалами новой информации, актуальных сообщений, распоряжений, оповещений, свежих наработок, один в один дублирующих уже созданный ранее курс.
Во времена, когда корпоративное обучение было в основном очным (теорию читали в учебнике, на тренинге формировали навык) пробелы в системе обучения не были так очевидны и последствия не были так фатальны, как сейчас, с повсеместным внедрением электронных курсов .
Мобильная система очного обучения гибко подстраивалась под новые задачи, самокорректировалась, закрывала пробелы, выстраивала взаимосвязи. Человеческий фактор компенсировал недостатки системы (конечно же, при наличии команды профессиональных преподавателей).
Дистанционное обучение гораздо менее мобильно, даже если в нем предусмотрена возможность постоянного обновления. Электронные курсы разрабатываются под текущие задачи . И они действительно успешно решают эти задачи, но строго при наличии определенных условий. И одно из ключевых условий — системность в обучении.
Эффективная система обучения должна предусмотреть постоянно меняющуюся реальность, перспективные задачи и возможность корректировать как очные модули, так и электронные курсы.
Электронные курсы эффективны тогда, когда они грамотно дополняют друг друга и вступают в дружественное взаимодействие с очными модулями (а не в конкурентную борьбу или полемику);  когда корпоративный дом знаний выстраивается по кирпичику, образуя синергию, вдохновляющую аудиторию на трудовой порыв.
Это основная проблема корпоративного обучения сегодня и массовый переход на электронные курсы лишь подчеркнул необходимость ее решения.
В следующей статье поговори о проблеме №2 в корпоративном дистанционном образовании — обилии и качестве теоретического материала в электронных курсах.

Запись опубликована в рубрике Электронные курсы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *