Учебные фильмы. Закат или трансформация?

Учебные фильмы в «лихие девяностые». Экспансия.

training filmВ конце 90-х учебные фильмы казались «прорывом» в сфере бизнес-образования.
В Россию нагрянули новые учения, методики и сами гуру-тренеры из Европы и США. Кови,  Трейси, Пиз… ломка стереотипов, потоки информации, сумасшедшие перспективы потрясали воображение.
Соотечественники, прошедшие обучение за границей привозили с собой ценные книги и волшебные видео-кассеты с увлекательными учебными фильмами по бизнес-тематике.
Профессионально снятые, стильные, с замечательным юмором и шармом, учебные фильмы от Video Arts казались нам тогда волшебным рецептом для решения любой задачи.
Наверное, так же, первые зрители синематографа в конце XIX века воспринимали «ожившие картинки» немого кино. Современники «великого немого» вспоминали, как дрожащие на ветру листья деревьев в кадре вызывали в зале восторги, изумление и бурные овации. Казалось бы, какая мелочь, с высоты сегодняшних дней…
Так и мы, в эпоху перемен, засматривались западными учебными фильмами словно увлекательным шоу. Научно-популярные сериалы BBC увлекали и гипнотизировали оригинальными идеями, точно простроенным сюжетом и профессиональными высокобюджетными съемками.
В советское время, кстати, и у нас снимали замечательные и качественные учебные фильмы для школьников и студентов, которые демонстрировали по специальному учебному каналу.
Но, существенное отличие — советские учебные фильмы были документальными, академическими.
И, кроме того, наши замечательные учебные фильмы «накрылись» вместе со всей отечественной киноиндустрией, производством, образованием (и т.п.) в период распада СССР.

Новые игровые учебные фильмы, совмещенные с непривычным тогда для всех форматом тренинга для взрослой аудитории вызывали неподдельный интерес и желание скопировать, «взять на вооружение» и тотчас же использовать на практике.

Учебные фильмы в «смутные нулевые».  Адаптация.

uchebnie filmyК началу нового тысячелетия появились и российские аналоги универсальных учебных фильмов. Первое время учебные фильмы «отечественного разлива» больше походили на любительское «хоум-видео».
Наивные сюжеты, непрофессиональные актеры с лёгким провинциальным говорком, картинка и звук сомнительного качества, слишком очевидная и лежащая на поверхности мораль…
Но и такие учебные фильмы наши бизнес-тренеры приняли «на ура» и охотно использовали в работе с группой. Ведь материалов для визуализации так не хватало!
Отрицательный кейс учебного фильма для проблематизации, положительный для закрепления материала… как оживлялась благодарная аудитория, не избалованная просмотром киношек во время обучения!

Учебный фильм избавлял тренера от необходимости собственной персоной демонстрировать правильную модель поведения. Какая экономия энергии!
Кроме того, в случае с продажами, подобная демонстрация особенно сложна и чревата неожиданностями даже для опытного ведущего, ведь в условиях ролевой игры демонстрация на «своем примере» слабо поддается контролю.
Таким образом, учебный фильм сделался спасительной палочкой для многих тренеров, входящих в профессию.
И наша российская аудитория, еще не в достаточной степени испытавшая на себе влияния глобальной медиареволюции, охотно вовлекалась в процесс обучения с помощью видео, положительно откликалась и просила «добавки».

Учебные фильмы к 2010 году. Профессионализация.

учебные фильмыСо временем российские видеопроизводство и тренинговый рынок окрепли, встали на профессиональные рельсы.
Отечественные учебные фильмы («Решение», «Тренинг Медиа») превратились в увлекательное профессиональное кино, действительно эффективное с точки зрения методологии.
Но, самое главное, наши родные учебные фильмы оказались такими понятными, такими «узнаваемыми» и близкими к нашей действительности, что они почти что вытеснили западные аналоги с российского рынка.
Великое достижение! Нашему художественному кино, увы, далеко до подобных прорывов…

Но любой продукт, даже самый вкусный и полезный, хорош «в меру».
Персонал фронт-лайна за два десятилетия активной T&D экспансии «перекормили» тренингами. Слишком назойливое и не всегда квалифицированное обучение стало вызывать лишь негативные реакции.
Корпоративные учебные фильмы молодые соискатели, переходящие толпами из компании в компанию, давно выучила наизусть и выложили в сети «для порядка».
Бизнес-тренеры бросились искать новые решения, появилась мода на адаптацию художественного кино под бизнес-задачи. Так, всеми любимые советские картины и узнаваемые голливудские шедевры превратились в учебные фильмы по продажам, переговорам или менеджменту.
Бюджетно, интересно, с юмором… кино отличного качества… замечательная идея, честно проработавшая несколько лет. Посмотреть на хорошо знакомый сюжет под иным углом действительно увлекательно, даже самому избалованному зрелищами киноману. А закон о защите авторских прав еще не скоро разгуляется на отечественных просторах…
Но любая «фишка» о временем теряет свою актуальность. Поколение Y уже не увлечь просмотром видео на тренингах . Эка невидаль, видео! Включи свой айфон, да блуждай по сети, найдешь сто миллионов видео на любой вкус! Учебные фильмы — не исключение.
Да и сам формат старых добрых тренингов у молодых вызывает приступ зевоты, как занудное бабушкино ворчание. Столько всего интересного вокруг, мир так открыт и неизмерим, стоит ли замыкать себя в четырех стенах, в группе далеко не близких по духу людей?
Для нового поколения жизнь — поток удовольствия, постоянное движение в бешеном ритме, глупо «сидеть сиднем на стуле» несколько дней подряд и толочь «воду в ступе». Таковы отзывы работающих молодых людей о нынешних корпоративных тренингах.
А «кино» они и вовсе не воспринимают иначе, как «новый голливудский блокбастер в 3-4-5D» на широком экране, в тусе друзей с попкорном.
Всё остальное можно в любой момент посмотреть на ю-тубе и в контакте. Какие учебные фильмы? Стоит ли тратить на них время? Ведь все выводы и мораль они давно уже выучили наизусть!

Учебные фильмы сегодня. Трансформация.

Как же донести до молодых людей такие простые, но такие важные истины, необходимыtraining filmе в их повседневной работе? Как побудить принять их на ценностном уровне?
Учебные фильмы, какими бы увлекательными они нам не казались — это язык тех, кому «за 30». Это язык родителей, бабушек и дедушек тех мальчишек и девчонок, которые приходят сегодня на работу на позиции продавцов, менеджеров по работе с клиентами, супервайзеров, мерчендайзеров и т.п.  Заприте учебные фильмы в пыльный шкаф, переводите обучение в новый интересный формат, понятный молодым!
Про учебные фильмы нового поколения читайте в следующей статье.

Запись опубликована в рубрике Учебные фильмы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *