Учебные фильмы и трюки Мельеса

Продолжим экскурс в историю кино в контексте полезных открытий для учебных фильмов
Melies i uchebnie filmy1890-е… Владелец парижского шоу-театра, фокусник Жорж Мельес, пораженный изобретением братьев Люмьеров срочно покупает кинокамеру и пробует копировать творчество отцов-основателей. Ничего особенного. С подражания начинали свой творческий путь многие гениальные живописцы и кинорежиссеры.
Но очарованному киномагией Мельесу удается разглядеть, почувствовать в кинематографе ту энергию волшебства, которой не заметили в нем документалисты Люмьеры.

Очень скоро Жорж Мельес открывает миру новый формат кинематографа. Он ставит на поток постановочные истории и делает первые шаги в сторону жанрового кино (знаменитое «Путешествие на луну»). Попутно открывает для себя и будущих кинематографистов первые спецэффекты и кинотрюки (стоп-кадр, двойная экспозиция, ускоренная съемка и др).

Современные навыковые учебные фильмы предпочитают постановочный формат. Все зрители понимают, что симпатичный продавец из учебного фильма всего-навсего актер и говорит он так убедительно, потому что выучил текст сценария. Но это никак не снижает эмоционального воздействия фильма. Мы принимаем эти условия игры, ведь все мы выросли на художественных картинах, для нас постановочные истории в порядке вещей.
Постановочное воссоздание хроники сегодня даже выделилось в отдельный жанр докудрамы, получившей свое распространение и в учебных фильмах.
Для зрителей начала XX века возможность увидеть своими глазами реконструкцию прошедших событий казалась запредельным волшебством.

Жанровое кино также давно и успешно используется в учебных фильмах. Так, видеоролики динозавра учебных фильмов, английской компании Video Arts обычно решались в жанре комедии — скетча. С развитием образовательного направления в видеопроизводстве и повышения разборчивости аудитории в учебные фильмы стали «разбавлять» и элементами фантастики.

Спецэффекты, подобные стоп-кадру и наплыву давно превратились в махровый штамп.
Тем не менее, в учебных фильмах стоп-кадры активно используются для закрепления информации или акцентирования внимания на ключевом тезисе. Наплывами иногда обозначают временной промежуток между двумя сценами или воспоминание (сновидение) героя. И, если переход наплывом, даже в учебных фильмах сегодня считается плохим тоном и приветом из «свадебного стиля», то без стоп-кадров и даже повторов сцен в учебных фильмах не обойтись, как бы нам того не хотелось.

А волшебство начиналось так: в один прекрасный день, у Мельеса вдруг заклинило пленку в камере, когда он снимал хронику на городской улице. Камеру починили и Мельес продолжил съемку, а в момент проекции с удивлением обнаружил, что в его фильме мужчина на площади магически «превратился» в женщину, а автобус чудесным образом трансформировался в экипаж.
Эти спецэффекты поразили Мельеса и он принялся активно применять их в своих творениях.

Так что миллионы сегодняшних режиссеров, использующих самые простые спецэффекты обязаны сказать merci и вспомнить добрым словом французского фокусника, мечтателя и фаната кино Жоржа Мельеса.

Запись опубликована в рубрике Учебные фильмы с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.