Разработка электронных курсов

razrabotka electronnogo kursaЭлектронные курсы прочно заняли лидирующие позиции в корпоративном обучении.
Организации выделяют немалые бюджеты на разработку и внедрение электронных курсов. Заказчики электронных курсов возлагают большие надежды на e-learning.
Но результат, к сожалению, далеко не всегда удовлетворяет Заказчика.
Ни высокая стоимость электронного курса, ни «брендовый» разработчик не могут гарантировать его эффективности. В чем же причина неуспеха и какие подводные камни подстерегают Заказчиков и разработчиков электронных курсов?
Как разработать действительно результативный  электронный курс?
Какой формат электронного курса наиболее эффективно решает учебные задачи?

Прежде всего, Заказчику необходимо ответить на блок основных вопросов:

  1. Какую задачу мы должны решить с помощью электронных курсов?
  2. Какова целевая аудитория наших электронных курсов?
  3. Чему мы хотим научить сотрудников с помощью электронных курсов?
  4. Какие изменения с сотрудниками должны произойти после прохождения электронных курсов?

Эти, лежащие на поверхности вопросы, зачастую игнорируются при разработке технического задания на электронные курсы. Хорошо, если грамотный провайдер задаст Заказчику все необходимые вопросы про цели и задачи электронного курса, проблемные зоны в обучении и специфику ЦА.
Но важно ведь не только задать все уточняющие ситуацию вопросы, но и грамотно сформулировать ответы на них.
Как это ни парадоксально, зачастую Заказчик сам плохо себе представляет какой именно курс должен получиться. Слишком велико желание руководства научить «всех всему и сразу».
Главное, как часто считают, это наличие интерактивного формата электронного курса. Ведь дистанционное обучение сейчас в тренде, про электронные курсы пишут во всех уважаемых HR-изданиях, их обсуждают на HR мероприятиях.
В результате Заказчик получает красивый, запредельно интерактивный 🙂 , но абсолютно бесполезный электронный курс, который сотрудники пролистывают «для галочки» .  Директора по продажам  всячески саботируют подобное обучение, считая его напрасной тратой времени своих сотрудников.
Интерактивность в электронных курсах, конечно же, базовая составляющая и основное его преимущество пред книгой или учебными фильмами. Никто не оспаривает эту очевидную данность. Но, всё же, формат электронного курса вытекает из его учебных задач, а никак не наоборот.

Итак, первая и основная задача при разработке электронного курса — определиться по целям и задачам, сформулировать кого и чему мы хотим научить. И формулировать необходимо предельно точно и как можно подробнее.
Важно нарисовать детальный портрет ЦА электронного курса (возраст, пол, образование, и т.п.). Важно «расшифровать» задачу, которую мы планируем решить с помощью электронного курса.
Например, формулировка «обучение технике продаж» слишком расплывчата для технического задания электронного курса. Какой результат мы хотим получить?
Рассмотрим пример. Мы планируем сделать электронный курс, с помощью которого будем вводить новых сотрудников в тему «продажи». Наша целевая аудитория — новички, ничего не знающие о процессе продажи. В этом случае можно ограничиться презентацией по этапам продаж с большим блоком теории и минимальной интерактивной составляющей. Но, скорее всего, к такому электронному курсу понадобится продолжение — диалоговый тренажер, способный решать более сложные задачи в плоскости формирования и развития навыков будущих продавцов.
Если же наша ЦА — опытные продавцы, то, скорее всего, первая информационная часть по теории продаж им совсем не понадобится. Более того, наличием такого блока в электронном курсе мы рискуем оттолкнуть учащихся, т.к. они решат, что им навязывают к изучению материал, который они и так уже хорошо знают. Таким образом у учащихся сформируется негативное отношение к новому курсу, как к чему-то формальному, для них бесполезному. Вовлечь такую аудиторию в процесс обучения будет очень проблематично.
Если же опытным продавцам бросить вызов, как настоящим «профи» и предложить что-то реально продать сложному клиенту в формате диалогового тренажёра,  в этом случае азарт и вовлечение аудитории гарантированы!
ТО есть, в электронном курсе всегда задача определяет формат, только в этом случае обучение будет эффективным.
Вопрос про мотивационную составляющую курса также крайне важен. Этот вопрос мы обсудим в следующей статье «мотивация с помощью электронного курса».

Запись опубликована в рубрике Электронные курсы с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.