Электронные курсы — учебные фильмы нового поколения

uhebnie filmi novogo pokoleniaВ предыдущей статье мы пришли к выводу, что традиционные учебные фильмы стали терять свою актуальность, сдавая позиции модному интерактивному формату электронного обучения.
Разберемся, так ли всё однозначно.
Безусловно, корпоративные электронные курсы имеют ряд преимуществ по сравнению с обучением «по старинке» — с помощью учебных фильмов и методических пособий. Речь идет, разумеется об индивидуальной форме обучения по типу самоучителя. Сравнивать электронное обучение с тренинговым форматом было бы некорректно.

Учебные фильмы и  электронные курсы — преимущества и недостатки

Интерактивные электронные курсы физически вовлекают учащегося в процесс, побуждает реагировать на информацию, совершать те или иные действия.
Руководитель может быть уверен, что его подчиненные не дремали на стуле во время обучения, а, как минимум, читали предложенные варианты и кликали на кнопки 🙂 В случае с просмотром учебных фильмов такой гарантии нет.
Но валидность тестовой системы обучения и оценки давно уже ставится под сомнение. Кто сможет поручиться, что сотрудник не выбирал машинально, угадывая правильный ответ?
Куратор электронного обучения получает результаты и статистику по каждому обучающемуся сотруднику и методическим блокам программы. Это ещё один большой плюс электронных курсов.
По результатам можно определить, насколько серьезно сотрудник отнесся к процессу обучения, вдумчиво ли он проходил курс, а также оценить уровень знаний каждого обучающегося.  Уровень ЗНАНИЙ. В этом то и кроется основная проблема.

Цели корпоративного обучения, в большинстве своем, направлены на формирование и развитие у сотрудников необходимых для успешной работы НАВЫКОВ, а также МОТИВАЦИИ на выполнение необходимых действий. Трансляция профессиональные знаний, это лишь один из этапов корпоративного обучения.
К сожалению, электронные курсы, как правило, ограничиваются лишь этим первым этапом.

Ни один тренер не питает иллюзии, что сформировать навык или замотивировать сотрудника на выполнение нужных действий можно демонстрацией учебных фильмов. Обучение с помощью кино всегда рассматривалось в качестве полезного дополнения к очному обучению на тренинге или на рабочем месте с наставником. Электронные курсы, напротив, своей масштабностью и основательностью создают иллюзию полноценного обучения, которым зачастую ограничивают корпоративное обучение сотрудников, особенно в регионах.
Действительно, феноменальная экономия ресурсов! Создаем корпоративный портал, подгружаем электронный курс и можно «гонять» его по всем филиалам. И статистика «по полочкам» раскладывается сама собой и тренеров в командировки гонять не надо и программа унифицирована — красота!
Все, что нужно донести до сознания учащегося, компьютер донесет без потерь.
Вот только результаты порой сильно разочаровывают…
А причина кроется в  тех самых труднодостижимых целях — формирование навыка и мотивации.

Две основные проблемы электронных курсов

  1. Информативные электронные курсы не способны формировать навык, а лишь транслируют информацию (потому он «информативный»). Учащийся, как правило, делает выбор между теми или иными информационными блоками и, в лучшем случае, усваивает знания.
  2. Информативные электронные курсы не мотивируют учащихся на необходимые действия, т.к. данное обучение никак не соотносится с практикой, оно рассматривается лишь как скучная теоретическая часть, которую необходимо выучить. Упражнения в электронных курсах больше похожи на ожившие задачки из учебника, чем на реальную практику.

Если мы планируем «техническое» обучение, ознакомление персонала с инструкциями и регламентами, электронные курсы способны быть эффективными.
Учащиеся знакомятся с материалом и куратор может будет уверен, что сотрудники изучили курс. Но достаточно ли этого для мотивации на аккуратное выполнение инструкций? Большой вопрос.
Кроме того, корпоративное обучение, как правило, ставит перед собой более масштабные задачи, нежели простое информирование.
И, в этом случае, простые электронные курсы «буксуют».

Электронные курсы для обучения коммуникативным навыкам

Учитывая вышесказанное,  можно сделать вывод, что  обучать сотрудника коммуникативным навыкам с помощью классического электронного курса не имеет смысла.  С таким же успехом учащийся может прочитать книгу или просмотреть презентацию.
Каждый профессиональный корпоративный тренер понимает, что основные задачи в процессе обучения коммуникативным навыкам лежат в тех самых областях, недоступных для электронных курсов. Речь идет о формировании навыка и мотивации.

Учебные фильмы, проигрывающие электронным курсам по степени интерактива, всё же, зачастую, представляли собой жизненные истории. Благодаря этому качеству, учебные фильмы всегда вызывали живой интерес сотрудников и желание подражать «правильным» героям фильма. То есть, учебные фильмы успешно работали на мотивацию. Это их серьезное преимущество перед информативными электронными курсами.

В прошлой статье мы говорили о необходимости трансформировать учебные фильмы в новый современный формат, чтобы они заговорили на языке аудитории XXI века. А если, при этом, учебные фильмы обретут интерактивную составляющую и способность формировать и развивать профессиональные навыки у сотрудников?
Речь идет о коммуникативных тренажерах, которые, безусловно, станут настоящим трендом корпоративного обучения в новом году.
Учебные тренажеры, моделирующие реальную рабочую ситуацию, давно успешно практикуются в специализированных организациях (гражданская авиация, армия и.т.п.).
Для корпоративного обучения «офисного» персонала (продавцов, менеджеров) подобные электронные курсы в формате тренажеров коммуникативных навыков только входят в практику, но они уже зарекомендовали себя одним из самых эффективных форматов профессиональной подготовки, способным посоревноваться с очным корпоративным обучением в группе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ

Создавая электронные курсы в формате коммуникативных тренажеров, мы моделируем реальные рабочие условия обучающихся сотрудников: снимаем видеоряд всех возможных (или типовых) рабочих диалогов и закладываем в формат электронной игрушки. Формат такой знакомый и привлекательный для молодого поколения.
Сотрудник видит перед собой реальных «живых» персонажей, с которыми в ближайшее время он столкнется (или уже сталкивался) на практике и получает возможность отработать навыки взаимодействия с ними.
«Персонажи» тренажера — типичные клиенты, соискатели, подчиненные, с разными характерами и манерой поведения общаются и ведут себя так, как общались бы с сотрудником в реальной жизни.
Учащийся в режиме реального времени взаимодействует с персонажами.
В зависимости от действий сотрудника, персонажи реагируют тем или иным образом, наглядно демонстрируя результат выбранной тактики.

Коммуникативный тренажер лишен назойливой назидательности классического электронного курса — учащийся не получает теорию «сверху», он анализирует собственные действия и выстраивает индивидуальную стратегию правильной модели взаимодействия.
Коммуникативный тренажер и есть учебный фильм нового поколения, о котором мы писали в предыдущей статье. Это видео, ожившее в новом формате увлекательного квеста.

С помощью коммуникативного тренажера мы получаем возможность сформировать и развить необходимые навыки сотрудников, а также, оказать влияние на их мотивацию.
Кроме того, сотрудников больше не придется обязывать пройти обучение, напротив, их невозможно будет оттащить от такого электронного курса.  🙂

Запись опубликована в рубрике Учебные фильмы, Электронные курсы с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *